Время от времени в наших СМИ появляются заявления городских властей Минска с притязаниями на звание "зеленого" и "экологичного" города. Обычно в таких случаях нам показывают статистические таблицы, "средние" цифры, перспективные карты развития Минска и иногда сравнивают эти показатели с другими городами мира. Но чтобы сделать самостоятельные выводы о степени экологичности города необходимо посмотреть на ситуацию в других городах. Сегодня мы с радостью даем нашим читателям возможность познакомиться с Гамбургом - крупным европейским промышленным городом, который горожане и власти развивают устойчиво и с учетом экологических факторов, благодаря чему в 2011 году он получил статус "Зеленой столицы Европы". Статья подготовлена специально для 59 номера издаваемого «Беллоной» журнала «Экология и право». Автор статьи Ангелина Давыдова.

 

В 2011 году Гамбург, второй по важности город Германии с населением в несколько миллионов, завоевал титул «Зеленая столица Европы». Благодаря ряду продуманных решений крупному индустриальному и портовому центру удалось преодолеть часть большого пути к непростой цели – примирения интересов промышленности с приоритетом комфорта и здоровой среды проживания для горожан.

 

Hamburg 01

 

С целью сокращения автомобильных выбросов Гамбург активно развивает общественный транспорт. Например, открываются новые линии подземного и наземного метро в новые и реконструируемые районы.

Фото: Michael Bauer, flickr.com

 

С чего все начиналось

 

Пять лет назад Европейская комиссия, по аналогии с «Культурной столицей Европы», запустила инициативу «Зеленая столица Европы». Как рассказывает официальный сайт проекта на портале Еврокомиссии, сегодня более двух третей жителей Евросоюза проживает в городах. «На этих урбанизированных территориях сконцентрировано большинство экологических проблем, с которыми сталкивается наше общество сейчас, однако жители городов также демонстрируют приверженность и инновационный подход к их решению. Награда «Европейская зеленая столица» была задумана для продвижения и поддержки этих усилий», говорится на сайте.

 

Первой «зеленой столицей», в 2010 году, стал Стокгольм. Второй, в 2011 году, – Гамбург, имеющий, благодаря особенностям федеративного устройства Германии, статус города-государства. На момент отбора конкурсной комиссией заявок на титул «зеленой столицы» в 2011 году Гамбург обошел города-конкуренты по таким показателям, как городская климатическая политика, обработка сточных вод, а также общий уровень экологической политики в городе. В нынешнем году самым «зеленым» был признан английский Бристоль.

 

Как рассказывает Ютта Бланкау, до недавнего времени отвечавшая в правительстве федеральной земли Гамбурга за вопросы городского развития и окружающей среды, одной из основных целей программы «Зеленая столица Европы» для самого Гамбурга стало повышение значимости темы природоохранной политики в городе и улучшение экологической ситуации в регионе – наряду с распространением информации об экологической политике и практиках экологического управления Гамбурга на национальном и международном уровне.

 

Например, начиная с 2011 года гамбургский Сенат – являющийся, вопреки названию, правительством города, то есть органом исполнительной власти, – запустил целый ряд новых программ в области экологической и климатической политики. Среди конкретных проектов Ютта Бланкау выделяет новый подход к развитию транспортной инфраструктуры в городе, включая выход на новый уровень в вопросе развития общественного транспорта, программы поддержки электротранспорта, увеличение площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также общественные кампании по посадке деревьев вдоль автомагистралей.

 

Так, инвестиции в объеме 259 млн евро получила на цели модернизации городская система высокоскоростных автобусов, территория ООПТ «Ди Райт» (Die Reit) была в 2011 году увеличена с 49 до 92 гектаров, а территория ООПТ «Роденбекер Квелленталь» (Rodenbeker Quellental) – с 47 до 84 гектаров, а на обочинах автодорог в том же году появилось более 2600 новых деревьев.

 

Рецепт зеленого города

 

Гамбург – второй после Берлина крупнейший город в Германии, входит в десятку крупнейших городов Евросоюза. В пределах Гамбурга живет около 2 млн человек, а всего в регионе метрополии проживает 4,3 млн человек. Гамбург также является вторым по объему перевалки грузов портом в мире вне Юго-Восточной Азии.

 

Hamburg 02

 

Гамбург ищет способы сочетать интересы промышленности с достойным качеством жизни в городе. Среди них – высокие экологические стандарты для производств и поддержка «зеленых» инициатив бизнеса.
Фото: Stefan Le Brton, flickr.com

 

«Гамбург – это не экорайский остров, мы – типичный европейский город с развитой промышленностью и транспортом, и возникающими в связи с этим экологическими проблемами. Большинство европейских городов сталкивается с аналогичными вызовами», – говорит куратор проекта «Гамбург – зеленая столица Европы» Дженнифер Веше. Но она подчеркивает, что Гамбург, территория которого составляет 755 кв. км, является крайне зеленым городом – с большим количеством воды, парков и открытых зеленых пространств. В городе, по ее словам, 1700 гектаров территорий, относящихся к сети особо защищаемых областей и областей сохранения природной среды Евросоюза, называемой «Натура 2000»; 9% территории города – особо охраняемые природные зоны. Кроме того, говорит Дженнифер Веше, 40% территории используется для сельского хозяйства, лесов и парков.

 

Гамбург, как и большинство современных городов, – интенсивно растущий город, которому нужно пространство для развития, в том числе – для строительства новых жилых и деловых кварталов. «Подход Гамбурга – в продвижении внутреннего роста, который сосредоточен на редевелопменте бывших промышленных и портовых территорий», – рассказывает куратор проекта. Иными словами, в Гамбурге стараются обеспечить развитие сектора недвижимости не за счет освоения близлежащих природных территорий, а с помощью реновации и переориентирования старых, потерявших свои былые функции построек.

 

Второй «зеленый» подход в городском планировании – увеличение зеленых территорий. Так, четыре километра нового шоссе A7 будет построено под землей, в тоннеле, над которым в западном Гамбурге появится парк.

 

Еще одна «зеленая» стратегия касается нового строительства. В новых зданиях должны будут применяться повышенные экостандарты, в том числе в области эффективности расходования ресурсов и энергии, а часть крыш как новых, так и старых реконструируемых домов должны быть озеленены: по планам, на них появятся сады и небольшие зеленые насаждения.

 

«Для нас также остается важным вопрос – как сочетать промышленность с высоким качеством жизни в городе. Мы хотим сохранить производство и рабочие места, но мы также хотим чистого воздуха и тихой окружающей среды», – говорит Дженнифер Веше. В качестве рецепта эксперт указывает на высокие экологические стандарты для производств, а также программы «экологического партнерства» администрации города с предприятиями – государственно-частные инициативы в области устойчивого развития: «В частности, такое партнерство мотивировало более 1000 предприятий региона за последние пять лет избежать выбросов 85 тыс. тонн СО2 в год, а также существенно снизить объемы использования воды и химических соединений, одновременно уменьшив объем производимых отходов».

 

Транспорт: «обычные подозреваемые»

 

В Гамбурге также расположено третье по величине в мире авиастроительное производство – предприятия компании Airbus, а гамбургский аэропорт расположен всего в 8,5 км от центра города. Но над Гамбургом запрещены ночные полеты, к тому же авиакомпании должны платить повышенные аэропортовые сборы в зависимости от уровня шума воздушных судов.

 

Еще один существенный загрязнитель в городе – это порт, в котором работают более 160 тыс. человек. С 2000 года общее число контейнеров, обрабатываемых в порту, выросло вдвое, и в настоящее время выбросы судов составляют немалый процент от общего объема загрязнений атмосферного воздуха. Кроме того, расширение функций порта также приводит к тому, что русло главной гамбургской реки, Эльбы, необходимо ежегодно расчищать и углублять, что также приводит к существенному негативному влиянию на речную экосистему и вызывает протесты общественности.

 

Hamburg 03

 

Гамбург – один из крупнейших грузовых портов в мире, и на его терминалы приходится немалая часть экологической нагрузки, которую несет город. Чтобы снизить ее, порт старается заменить автотранспортные перевозки железнодорожными и водными. Сейчас 70% грузов отправляется в порт и обратно из порта по железной дороге. А в пределах города грузы можно перевозить на «контейнерном такси» – небольшом судне, курсирующем по каналам Гамбурга. Такой способ уменьшает и движение на улицах, и выбросы от грузовиков. Кроме того, порт предлагает сниженные портовые сборы для судоходных компаний, стремящихся сократить атмосферные выбросы своих судов.
Фото: Gunnar Ries, flickr.com

 

В качестве мер по экологизации портовой деятельности в Гамбурге в последние несколько лет активно строились железнодорожные подъезды к порту – так что 70% всех транспортировок контейнеров в порт и из порта сейчас осуществляется не автотранспортом, а по железной дороге. Второе «зеленое» решение – грузовые перевозки на «контейнерном такси», организованные одной из транспортных фирм города. Контейнеры доставляют из порта в пределах города на переоборудованном лихтере – небольшом буксируемом судне. Один рейс судна заменяет до 50 рейсов грузовика, и перевозка грузов лихтером по многочисленным каналам Гамбурга позволяет уменьшить и движение на улицах, и количество выбросов от грузового автотранспорта. И еще один элемент экологической политики порта – снижение портовых сборов для судоходных компаний, стремящихся сократить влияние выбросов судов как на окружающую среду, так и на климат. Например, это касается использования более чистого топлива и участия в действующей в Европе инициативе по организации круизных перевозок, ориентированных на снижение климатической нагрузки – выбросов парниковых газов в атмосферу.

 

Гамбург в целом пытается снизить объем транспортной нагрузки. В частности, транспортная политика выражается в эффективном развитии системы общественного транспорта и ограничениях в использовании частного. Так, продолжают открываться новые линии подземного и наземного метро – в том числе в новые и реконструируемые районы, а также трамвайные линии. Сенат Гамбурга также планирует развивать и велосипедный транспорт, в частности за счет оборудования новых велодорожек.

 

Тобиас Кналь, руководитель отдела промышленности, энергетики и окружающей среды Торговой палаты Гамбурга, рассказывает, что город запускает программу активной поддержки электротранспорта, так как, несмотря на растущее число электромобилей, общественных пунктов для их подзарядки пока явно недостаточно. Сейчас общее количество электромобилей в Гамбурге составляет порядка тысячи, что, впрочем, для города с населением в несколько миллионов пока немного.

 

По мнению общественности

 

Крайне важный вопрос для Гамбурга, как и для любого крупного города – переработка отходов. Здесь также, как подчеркивают эксперты, ситуация пока не идеальна. Несмотря на то, что Гамбург стал первой федеральной землей в Германии, где были ликвидированы все мусорные полигоны, довольно большая часть отходов все еще сжигается, и экологи призывают повысить уровень переработки в регионе.

 

«Гамбург все еще отстает от большинства других городов Германии в вопросе раздельного сбора отходов в частных домах», – говорит Ютта Бланкау. Начиная с 2009 года Сенат Гамбурга вместе с муниципальной организацией, ответственной за сбор и переработку отходов, запустил кампанию по продвижению раздельного сбора мусора, в результате которой, например, объем раздельно собираемых биоотходов уже вырос на целых 76%, а объем собираемой бумаги и картона – на более скромные 15%. Объемы раздельно собираемых прочих отходов – металла, стекла, пластмассы и т. д. – растут ежегодно на 6%.

 

Что касается управления водными ресурсами и экологически устойчивой водной политики, в Гамбурге в последние несколько лет было зафиксировано снижение потребления воды – в том числе благодаря успешным кампаниям по ресурсоэффективности. Кроме того, был запущен ряд пилотных проектов по очищению сточных вод и созданию автономных систем очистки и повторного использования сточной воды на уровне нескольких домов или даже отдельных домов, а также программы производства тепловой энергии из сточных вод. Экологи отмечают в том числе высокий потенциал для методов использования и управления дождевыми водами, которые пока что не находят широкого применения в городе.

 

Наконец, один из ключевых аспектов экологической политики города и региона – привлечение к ее формированию общественности и представителей гражданского общества, совместная работа над стратегиями дальнейшего развития города и отдельных районов, ежедневные консультации с общественными объединениями по различным вопросам городского управления и развития.

 

Климат тоже важен

 

Наряду с климатическими целями Евросоюза и Германии Гамбург установил и собственную цель сокращения выбросов парниковых газов по сравнению с уровнем 1990 года – на 40% к 2020 году и на 80% к 2050-му. Ежегодный бюджет, предусмотренный городом на меры, связанные со снижением выбросов и адаптацией к последствиям изменения климата, составляет 25 млн евро.

 

В число основных мер климатической политики города входит повышение энергоэффективности зданий – чем меньше энергии потребляет дом, тем меньше выбросов парниковых газов, и тем эффективнее общее противодействие глобальному потеплению. При этом реконструкция общественных и муниципальных зданий происходит в Гамбурге за счет городского бюджета, а частные домовладельцы, прежде всего семьи с невысоким уровнем дохода, могут для целей повышения энерго- и теплоэффективности своих домов рассчитывать на субсидии и налоговые льготы. Помимо энергоэффективности одна из амбициозных целей климатической политики Гамбурга – увеличение доли возобновляемых источников энергии в городском энергобалансе, включая полное замещение традиционных источников в энергоснабжении общественных зданий и закупках энергии, производимых за государственный счет.

 

Большое значение в климатической политике Гамбурга придают мерам по защите города и пригородов от наводнений, становящихся одной из главных угроз усугубляющегося изменения климата.

 

И, как и в случае с природоохранными стратегиями, еще одно важное направление климатической политики – работа с населением. В Гамбурге, с одной стороны, прислушиваются к мнению общественности, и с другой – стараются пробуждать и поощрять в жителях стремление сокращать вред, наносимый городским хозяйством окружающей среде и климату, и активно взаимодействовать в этих аспектах с НКО. Во многом работа по просвещению и продвижению экологических целей осуществляется общественными организациями, проводящими программы экологического образования для детей и взрослых и разнообразные экологические акции.

 

Активное участие экологических организаций в формировании повестки будущего развития характерно не только для Гамбурга, но и для Германии в целом. Например, в соседнем с Гамбургом регионе общественная организация «Академия устойчивого развития земли Мекленбург – Передняя Померания» (Akademie fr Nachhaltige Entwicklung Mecklenburg-Vorpommern) основала программу «Сады метрополий», которая поддерживает создание и развитие локальных экологических инициатив, проекты в области городского озеленения и развития городского и пригородного садоводства, потребление продуктов, производимых местными фермерскими хозяйствами, – что способствует сокращению экологического и климатического вреда от транспортировки продукции из дальних регионов, а также создание небольших децентрализованных электростанций на основе местных источников возобновляемой энергии (биогазовые установки, работающие на отходах городского или сельского хозяйства, ветрогенераторы малой мощности и т. д.).

 

В самом же Гамбурге целый спектр проектов реализует, например, подразделение немецкой общественной экологической организации NABU («Союз охраны природы»). NABU Гамбург организовывает программы экологического образования для детских садов и школ и экскурсии по особо охраняемым территориям для жителей города, занимается защитой и поддержкой обитания животных, птиц и рыб на городских территориях и многими другими проектами. Ряд других общественных объединений продвигает идеи устойчивого потребления и так называемой экономики совместного потребления – модели, ориентированной на коллективное владение и прямое распределение знаний, продукции, финансирования и услуг между потребителями. Например, гамбургская Food Sharing поддерживает идеи распределения непроданных, но еще не испортившихся продуктов, которые иначе оказались бы уничтожены как отходы. В рамках инициативы волонтеры раздают не реализованную рынками, супермаркетами, ресторанами, фермерами и булочниками еду тем, кому нужна такая помощь.

 

Чистая энергетика как стимул для экономического роста

 

Как рассказывает д-р Сабина Хайн, специалист по энергетической политике в гамбургском Комитете по вопросам экономики, транспорта и инноваций, важная часть экологической политики города – это и сотрудничество с частными компаниями, поддержка «зеленых» инициатив бизнеса, включая сокращение выбросов углекислого газа. Среди подобных проектов – программа «Предприятия за сохранение ресурсов» (Unternehmen fr Ressourcenschutz), содействующая повышению ресурсоэффективности в частном секторе.

 

Тобиас Кналь из Торговой палаты Гамбурга отмечает значимость всей «зонтичной» организации, под эгидой которой осуществляется такое сотрудничество, – программу «Экологическое партнерство» (Umweltpartnerschaft). Помимо программы ресурсоэффективности в нее входят все добровольные экологические и климатические инициативы предприятий, например – «Партнерство за качество воздуха» (Luftgtepartnerschaft), работающее с компаниями транспортной отрасли и логистическими отделами бизнеса над проектами сокращения выбросов, кампании за переработку отходов, поддержанные ассоциациями домовладельцев и строительных фирм, государственно-частное партнерство по развитию возобновляемой энергетики и многие другие.

 

В области возобновляемой энергетики, по словам Тобиаса Кналя, регион Гамбург развился в настоящий центр альтернативной энергетики, средоточие экспертных мощностей отрасли, объединяющее более 160 компаний. Большая часть фирм, работающих на рынке возобновляемой энергетики в Гамбурге, занимается ветровой энергетикой (порядка трети от общего числа компаний), предоставляя услуги в области управления и научных разработок сектора: производственные площадки, изготавливающие оборудование для электростанций на возобновляемых источниках, находятся в других регионах страны или за рубежом.

 

В Гамбурге также расположены два крупнейших поставщика «зеленой» энергии для частных потребителей Германии – компания LichtBlick AG (600 тыс. клиентов по всей стране) и кооператив Greenpeace Energy eG, включающий 22 тыс. членов – потребителей «зеленой» энергии. Кстати, в Германии потребители могут выбирать поставщика электроэнергии для своего дома или квартиры, «голосуя» собственным кошельком за экологичное производство электричества.

 

Hamburg 04

 

Из отходов очистки сточных вод получают биогаз, используя его для энергоснабжения самой очистной системы. На фото: водные резервуары компании по водоснабжению и водоотведению Hamburg Wasser.
Фото: Rob Deutscher, flickr.com

 

В 2011 году в Гамбурге была установлена крупнейшая в регионе ветротурбина, производящая ежегодно 7,9 млн киловатт и поставляющая электричество в более чем 3000 домохозяйств региона. В том же году открылся биогазовый завод «Бютц­берг» (Btzberg), применяющий принцип сухой ферментации органических отходов. Из биомассы, отправляемой на утилизацию предприятиями пищевого и сельскохозяйственного производства, а также бытовых органических отходов, завод, используя естественный процесс разложения биомассы, производит в час до 600 кубометров биогаза – экологичного газа, который содержит высокие концентрации метана и по составу и качествам практически не отличается от природного, добываемого из недр, но позволяет решить проблему обращения с органическими отходами. Попутно появляется возможность предотвратить выход естественного метана, являющегося парниковым газом, из разлагающейся биомассы в атмосферу. После очистки от примесей полученный на заводе биометан поставляется в общие сети газоснабжения в регионе.

 

Еще один завод, также открытый в 2011 году, производит биогаз из отходов, получаемых в результате очистки сточных вод. Большая часть этого биогаза используется в дальнейшем для энергоснабжения самой системы очистки, в результате чего ее потребность во внешних источниках энергии удалось снизить в два раза.

 

Тобиас Кналь отмечает хорошие шансы для дальнейшего роста энергетики на основе биомассы, включая совместную выработку из органических отходов и электричества, и тепла, наряду с определенным потенциалом в геотермальной энергетике.

 

Город-государство-сад

 

В целом, по данным Торговой палаты Гамбурга, в регионе зарегистрировано почти 2000 компаний, работающих в области «зеленых» технологий, в штате которых состоит более 33,4 тыс. сотрудников. Общий годовой объем продаж этих компаний превышает 10,5 млрд евро. К 2016 году число «зеленых» рабочих мест, как ожидают эксперты, должно вырасти еще на 40%. При этом более 60% всех компаний сектора экологичных технологий представляют собой малый и средний бизнес со штатом менее 10 человек.

 

В результате проекта «Гамбург – зеленая столица Европы» городу удалось более чем вдвое увеличить количество домов, состоящих на энергоснабжении из экологичных источников: с 20 тыс. домохозяйств, получавших «зеленую» электроэнергию в конце 2010 года, до 45 тыс. всего лишь годом позже. В рамках проекта в регионе был также запущен «онлайн-атлас» солнечной энергетики, позволяющий жителям и инвесторам оценивать потенциал получения энергии и тепла на основе солнечного излучения путем установки солнечных панелей на крыше любого конкретного дома в Гамбурге.

 

Но жизнь в зеленом мегаполисе – это не только чистые воздух, вода и электричество и не только городские парковые зоны. Жителей радует возможность своими руками создавать вокруг своих домов и на их крышах островки зелени, внося собственный вклад в озеленение города. Наряду с городскими программами озеленения урбанизированных и бывших промышленных территорий, а также городских крыш, особенное развитие в последние годы получают и общественные программы городского садоводства в Гамбурге. Так, рассказывает Юрген Форкель-Шуберт из гамбургского Комитета по вопросам городского развития и экологии, в регионе функционирует целый ряд ассоциаций и союзов садоводов-любителей, общее число членов которых превышает 43 тыс. человек, в то время как число садово-огородных участков превышает 35 тыс. на общей территории в 1900 гектаров земли.

 

Проекты городского садоводства могут быть реализованы как на землях общественного фонда, так и на участках, находящихся в частном владении. Для бесплатного получения участка государственной земли необходимо разрешение местной администрации; здесь можно сооружать простые временные постройки, использовать только дождевую воду, ставить ульи и получать мед, выращивать цветы, фрукты и овощи. Небольшие участки частной земли – с посевной площадью порядка 40 кв. м – можно взять в аренду по цене около 250 евро в год, и в эту стоимость также входят консультации, оборудование для разведения огорода и поливная вода.

 

В городской черте Гамбурга сейчас действуют не менее 30 проектов городского садоводства (всего в Германии – более 430). К делу городские садоводы-любители подходят творчески: популярны «посадки на возвышении» – обычно на кладке из деревянных погрузочных паллет с привозным слоем почвы сверху, с тем чтобы не использовать загрязненную выбросами и тяжелыми металлами городскую почву; огороды, не требующие оформления отдельного земельного участка, – например, на крыше заброшенного подземного гаража; сады на территориях школ, детских садов и прочих общественных учреждений, а также так называемые «межкультурные огороды» – огороды, о которых вместе заботятся горожане в районах, где проживает много иммигрантов из различных регионов мира, что способствует сближению разных культур и построению добрых соседских связей.

 

По словам Юргена Форкель-Шуберта, «такие маленькие зеленые уголки в довольно большом промышленном городе, как Гамбург, на самом деле выполняют довольно много функций, и не только исключительно экологических».

 

«Это также возможность для людей что-то сделать своими руками, прикоснуться и поработать на земле, познакомиться с соседями или людьми из далеких социальных кругов, попытаться изменить район вокруг себя и город в целом, – говорит Юрген Форкель-Шуберт, – а также дать шанс людям «уйти» на время в более маленький и обозримый мир – из бескрайней, быстрой и глобализованной современности, создать и жить в том, что создано твоими руками».

 

И в этом один из важнейших выводов гамбургского опыта: превратить шумный современный мегаполис в «зеленую столицу»  невозможно без общественного участия, без возможности для каждого постепенно менять район вокруг себя и свой большой город к лучшему.

 

Опыт экологизации Гамбурга может быть интересен и полезен и крупным российским городам. Но к реализации любой государственной и городской политики, считают гамбургские эксперты, необходимо привлекать горожан, общественные гражданские инициативы, НКО, частный бизнес, причем делать это еще на стадии выработки решений. Как показывает практика Гамбурга, такой совещательный подход, принимающий во внимание мнения различных групп и членов общества, оказывается наиболее гибким – и дает наиболее устойчивые результаты.

 

Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также: